2 декабря в ЦДЖ прошел фестиваль памяти
легендарного музыканта Папы Леши под неоднозначным и вызвавшим толки
названием «Хиппи End». Хедлайнерами фестиваля стали Умка и «Safety Magic»,
но для подобных субкультурных мероприятий всегда важнее – кто пришел, а
не кто играл.
А пришли как раз весьма ожидаемые персонажи. Разница между сидящими в
зале и выступающими на сцене практически стерта. Поколение хиппи 80-90-х
– совершенно потерянный остров в океане современной жизни. Нынешним
тинейджерам сложно объяснить, чем так уж легендарны те люди, которые
пели и писали стихи в те годы. Тот освежающий ветер свободы, которое
принесло поколение хиппи в удушаюшую серую действительность советских
времен, ныне не кажется даже легким ветерком. Ирония над штампами уже не
считывается, ввиду исчезновения самих штампов.
Поколение хиппи 80-90-х коллекционировало смешные таблички нелепого
содержания, пело вывернутые наизнанку песни и декларировало полный отказ
от работы нетворческого содержания. Это не то «поколение дворников и
сторожей», которое воспел БГ. Эти люди могли работать дворниками разве
что временно. Потому что постоянно скитались со флэта на флэт, из вписки
в одном городе до вписки в другом, могли в хорошем расположении духа в
любом момент уехать купаться в Крым, и ехали принципиально без денег.
Потому что автостопили машины, аскали в пути, на еду добывали денег
игрой на флейте и пением под гитару.
Лучше всего жизнь хиппи описывают строчки
самого Папы Леши, честные и
жестко-ироничные:
А вы откуда? – Из Петрограда…
Ах, да! Ну, что там? – Да всё как надо…
Мы в мае были, вписались к Лову…
Ты знаешь Лова? – Чувак кайфовый!..
Да, очень клёвый, и там мы жили,
На флэте Лова весь май мы жили,
А что, вы дальше? – Да нет, обратно…
Когда? – Туморроу… – Ага, понятно…
Мы к вам приедем? – Конечно, клёво!..
Пасифик найта! – Will be здоровы!
А после – найтом – Кайфовый пипл!
Всё в полном Райте – поедем в Питер!
О, да! Поедем… И что там будет?
Всё та же скука, всё те же люди,
Всё те же спики, флэты, расклады,
Всё те же Сэмы и те же Магды,
Телеги, гонки, чай до рассвета…
Да что же это, зачем всё это?!
Это поколение было потерянным изначально. Оно не боролось за жизнь.
Хиппи 80-90 годов уходили из жизни веером. Кто-то кончал жизнь
самоубийством, кто-то погибал от тяжелых наркотиков, чаще всего молодые
и талантливые просто спивались. Тот факт, что Папа Леша дожил до октября
2005 года, представляется невероятной фантастикой и едкой гримасой
жизни. Он должен был умереть много раньше. От неумеренного потребления
алкоголя у него уже несколько лет вообще не работали почки, в больницах
подтверждали-опровергали диагноз СПИД… И все-таки Алексей Бармутов
оставался тонким умным автором, пишущим невероятно
мощные
драйвовые песни. Когда он умер, ему было всего 45.
Почему я все время упоминаю 80-90 годы? Потому что нет
взаимопонимания между поколениями даже внутри этих самых российских
хиппи. Кто-то из них ударился в веганство и защиту животных (Любава),
кто-то снова и снова копирует «Битлз» образца 60-х, кто-то уходит в
удаленные от цивилизации скиты и общины.
На фестивале памяти Папы Леши собрались по большей части те самые.
Которые дожили. Ведущим вечера был Хоббит (Алексей Бекетов), чьи
язвительные и часто ненормативные стихи поражают философской глубиной.
Хоббит вспоминал какие-то истории, связанные с Папой Лешей (они были
близкими друзьями «не-разлей-вода»). И читал стихи. Читал что-то из Папы
Леши, что-то из себя. Тексты знаменитых песен, разошедшихся среди
потерянного поколения, по-прежнему потрясают своей актуальностью.
Обращенные к брежневскому строю слова вполне могут адресоваться и к
путинскому, да и к любому склонному к тоталитарности общественному строю
мыслей.
Умка рассказала, что ее много связывало с Папой Лешей. Они вместе
выступали на фестивалях, вместе пели на квартирниках, милиция разгоняла
эти запрещенные концерты… Сейчас уже можно сказать, что Умка и Папа Леша
стали самыми заметными лицами того поколения. Умка пела около получаса
под гитару, вспоминая старые песни. Исполнила новую, только что
написанную, со словами: «Вы уж извините меня, если слова забуду».
Не смог приехать Собака (Андрей Русинов), но приехал Ростик
(Ростислав Звездин), и устроил настоящее кантри-блюзовое шоу со своим
проектом «Братья Рост-н-Ролл». Суматоха спела под гитару одну песню Папы
Леши.
Звезда отечественной этно-джазовой сцены группа «Safety Magic»
сыграла медитативный сет из своих лучших композиций. Гитарист Дан Лерман
много играл джем-сейшнов с Папой Лешей в свое время, а бас-гитарист
Михаил Авшаров – басист самого знаменитого состава коллектива Папы Леша
под названием «Лубок». За кулисами Умка с восхищением выдыхает: «Классно
вы играете! Я хотела бы записать что-нибудь с вами». У «Safety Magic»
очень напряженный график, не дожидаясь конца фестиваля, они уезжают на
вокзал. На следующий день у них концерт в Нижнем Новгороде с Инной
Желанной.
Театрализованное представление одной из песен Папы Леши показывает
Навна (Наталья Виногорская). Она выходит на сцену с зачехленной гитарой.
И объясняет: «Этот чехол подарил мне когда-то Папа Леша». Снимает, и
поет дрожащим голосом одну из самых его проникновенных вещей.
«Бостонское чаепитие» - из тех групп, которые продолжают традицию
мелодичных хипповских песен под гитару и скрипку, обогатив ее изяществом
слога серебряного века. Красивые и печальные мелодии льются со сцены,
заставляя задуматься о судьбах контркультурной интеллигенции.
Протест против пошлости сиюминутного существования выражался когда-то
в асоциальном образе жизни. Немногие творцы смогли выйти в
контркультурные пласты творчества, сравнимые с открытиями титанов
авангарда 10-20-х годов 20-го века. Папа Леша в последние годы жизни
разрабатывал технологии влияния белого шума на текстовые понятийные
ряды. Возможно, его архивные записи еще ждут своих исследователей.
Завершает фестиваль жесткий сет группы «Трест», идеологов
псевдо-суицида. Мощный драйв и честные инфернально-бытовые тексты –
визитная карточка группы. Квартовые гитарные риффы облегают пульсирующую
ритм-секцию, Владимир Колосов сосредоточен и точен.
А на финальную песню вышли все. Участники и неучастники. Друзья и
соратники. Вышли дети Папы Леши. «Вот умру я, умру» - гимн жизнелюбию и
самоиронии в любых обстоятельствах. Песня Папы Леши на мелодию «Happy
Birthday» написана лет пять назад, но стала широко известной в узких
кругах «тех самых» хиппи. Хоровое исполнение «Вот умру я, умру» под
аккомпанемент «Треста» было нестройным и сырым, но от души. Владимир
Веселкин (экс-"Аукцыон") по старой традиции высыпал целую коробку
сигарет на сцену.
Пусть сыра земля тебе будет пухом, Папа Леша.
Гуру КЕН,
NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА,
NEWSmusic.ru
|