|
|
Александр Вяльцев (Пессимист)
Как я взрывал эфир
Один ЖЖ-френд вывесил
материал про смерть Листьева и программу "Взгляд", и как "Взгляд" в октябре
87-го буквально взорвал российский эфир, став через полгода «самой
рейтинговой в мировой истории ТВ». (http://gentleline.livejournal.com/110572.html?view=337900#t337900
)
Выходит, что и я несу долю ответственности за этот взрыв.
Вот, что пишет Александр Любимов:
«В третью передачу мы пригласили хиппи. Была такая рубрика "Двадцатая
комната" в журнале "Юность", куда приглашали так называемых неформалов. Вел
ее поэт Андрей Дементьев (тогда он возглавлял журнал "Юность"). И вот мы с
Листьевым и Димой Захаровым сидим в студии, разговариваем с хиппи из "20-й
комнаты", и в какой-то момент Листьев спрашивает: "Скажите, а есть среди вас
рабочие?". Сегодняшнему человеку объяснить это невозможно, а для советского
зрителя это означало следующее: ведущие - не совсем еще антисоветчики. Они
спрашивают об этом представителей небольших вредных молодежных движений
потому, что если среди них нет рабочих, значит, они стране не нужны. Это
правильный журналистский вопрос».
http://www.izvestia.ru/news/329289
А вот из другого места:
«Один из сюжетов был про хиппи. Владик Листьев вынужден был задать им
вопрос: «Есть ли среди вас рабочие?» Это делалось для того, чтобы
продемонстрировать: ведущие программы правильно подкованы, а хиппи — это
бездельники, они неприятны нашей системе. К сожалению для цензоров, среди
хиппи в нашей студии оказалось двое рабочих».
http://gazeta.aif.ru/_/online/aif/1405/bel58_01
Больше всего сожалеть следовало зрителям, ну, и упомянутым хиппи, то есть
нам. Поэтому расскажу, как все было.
Начну с уточнения: руководил "20-й комнатой" в "Юности", конечно, не Андрей
Дементьев, а заведующий отделом публицистики Михаил Хромаков, чьим
полуприятелем-полукорреспондентом я вместе с несколькими товарищами по
"тусовке" являлся уже больше года.
К тому времени я уже написал всехипповый манифест "Волосы", высоко оцененный
Хромаковым. И именно от него в начале октября 87-го поступило приглашение
выступить в качестве идеолога-хиппи в программе "Взгляд" (в то время,
впрочем, еще безымянной).
Хипей на нашем центральном телевидении еще не бывало, но, тем не менее, идти
в ящик я категорически отказался: знал, что такое наше телевидение, и что
оно способно сделать с тобой и твоими взглядами (и был, естественно,
совершенно прав). Думал, на этом и кончится: обойдутся без хипей или найдут
какого-нибудь другого болтуна за идею, мало ли их в Москве? Однако мне
перезвонили из Останкино и стали уговаривать, кажется, сам Листьев, тогда
еще начинающий ведущий. Пообещал, что ничего не будет вырезано, и передачу
они пустят в эфир только после того, как я лично ее одобрю… Ну, тогда,
прикола ради, я согласился.
На штурм Останкино, неприступного оплота могучей пропагандистской машины
Совдепии, нас прибыло четверо: мы с Машей (Мата Хари), Макс Столповский и
Папа Лёша с гитарой. Честное слово, было даже как-то не по себе. Попасть
сюда, да еще в своем натуральном виде, чтобы рассказывать про любимые идеи –
и это после стольких лет споров о праве быть собой и выглядеть, как хочешь,
после всех ментов, "пидорасов", угроз сжечь-расстрелять и изнасиловать в
грубой форме… Подумать об этом еще вчера было нереально! Все равно, что
представить, что вдруг начнут выпускать в Америку. Да и привычки выступать
на публику, в микрофон, под камерами и софитами – у нашего брата тогда не
наблюдалось…
Познакомившись с Захаровым и Листьевым, мы отошли к курительной лестнице,
где прорепетировали их вопросы. "Никакой цензуры, никаких запретных тем!"..
– поклялся Листьев. В общем, сунули нас под камеры, как под пулеметы. Или
под лампу зубного врача, которому надо было заговаривать зубы, чтобы он не
влез в них с бормашиной.
После того, как я с помощью товарищей пропел соловьем о прелестях мирового
хиппизма, Листьев задал сакраментальный вопрос про наркотики: а вот, мол,
считается, что хиппи употребляют сей малопочтенный продукт… Тут я ударился в
теорию, историю и нагородил вообще целую лекцию – о культовых наркотиках,
Шиве, соме-хаоме, индейцах, инициациях, Плотине и трансцендентальных
путешествиях, и о разнице между наркотиками и психоделиками, травой и опием…
Надо сказать, что ведущие "Взгляда" выглядели довольно жалко, абсолютно
ничего не зная ни о хиппизме, ни о наркотиках, ни о мифологии, и были
совершенно не способны поддержать серьезный разговор на тему, которую сами
предложили. Поэтому и понадобился Листьеву этот вопрос про рабочих. И ответ
Папы Леши, что он несколько лет работал на заводе – был для них неожиданным.
Я же и на момент передачи состоял в тружениках, впрочем, всего лишь из
разряда ночных сторожей. А Маша работала машинисткой в "Юности", куда ее "по
блату" устроил Хромаков.
В довершение Папа Лёша спел пару своих смешных песенок – чтобы зрителю уже
окончательно стало ясно, что хиппи не только красивые, умные, работящие, но
еще и талантливые… На мой взгляд, наше выступление было грамотным, боевым и
пропагандистско удачным – и если бы его показали в том виде, как оно было
записано, – это был бы реальный взрыв эфира!
Надо ли пояснять, что на "одобрение" программы меня никто не позвал?
"Сожаление цензоров", полагаю, вызвало не только то, что среди хиппи нашлись
трудящиеся, но и все то, что эти горе-трудящиеся сказали и показали. И,
собственно, передача в варианте, появившемся в конце октября на ЦТ, свелась
к личному обсуждению ведущими того, что было в студии, с редкими включениями
отрывков подлинной беседы (прием, использованный позже в "Школе злословия",
но в обратной пропорции). Из беседы следовало, что ваш покорный выступил с
экрана с апологией наркомании – как с помощью видеомонтажа было представлено
умельцами из Останкино, еще не проявлявшими себя столь достойно и
либерально, как стало принято позже.
И потом в разных местах страны я подвергался допросу по поводу моего
выступления по ящику: зачем я "сдал" Систему? Как, оказывается, много людей
смотрят телевизор! Цель тех, кто придумал и рулил "Взглядом", да и всем
нашим телевиденьем, была достигнута: народ отвлекся от голосов в направлении
зомбоящика и получил порцию припудренной лжи.
Но будущего не могли предвидеть даже рулевые.
1995-ом убили Листьева, к тому времени мега-звезду телевидения. 2005-ом умер
Папа Леша, так и оставшийся исполнителем-маргиналом, ушедший по хипповому
пути слишком далеко. Прочие же герои передачи, несмотря на все таланты,
отмеченные в том числе ведущими "Взгляда", и изо всех сил толкавшие в те
годы паровоз истории – в новую историю так и не вошли. Не вошли как
победители и Кон-Бендиты. Может быть, к лучшему.
И сейчас я хотел бы найти запись той программы, не говоря об ее оригинале, –
и посмотреть на всех нас молодых, наивных, живых и прекрасных.
(Кусок той передачи можно найти тут: http://vision.rambler.ru/users/guruken/1/9/
– в начале фильма Саши Куприна о Папе Леше и Кате Ивановой.)
19 января 2012 года. Оригинал:
http://pessimist-v.livejournal.com/245413.html |